Объем НИР

Научно-исследовательская работа, выполняемая
в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ 2012

1. Тема НИР: Право на высшее образование: международные и конституционные гарантии
2. Номер государственной регистрации НИР: 01201256140
3. Характер исследований: прикладное научное исследование
4. Руководитель НИР: Николаев Борис Викторович
5. Исполнитель НИР: Павлова Наталия Анатольевна, Козлова Елена Владимировна
6. Вуз (организация), в котором проводится НИР: Пензенский государственный университет
7. Телефон исполнителя: 89273620807
8. E-mail исполнителя: nikolboris@yandex.ru
9. WWW адрес (для ссылки на информацию о результатах НИР):
10. Сроки проведения: начало - 01.01.2012, окончание - 31.12.2014
11. Плановый объем средств на проведение НИР: 400 000 рублей. Плановый объем средств на проведение НИР с начала ее проведения , включая отчетный этап - 1 200 000 рублей.
Основная задача научного проекта состоит в выявлении основных тенденций модернизации высшего образования с целью реализации принципов доступности и качества высшего образования, составлении общей библиографии по проблеме развития системы международных и конституционных гарантий права на высшее образование, в определении состояния научных исследований системы высшей школы на современном этапе, анализе наиболее спорных проблем теоретического и фактического характера в российской и зарубежной юридической и педагогической науке, в максимально объективном анализе всех составляющих исследуемой проблематики и изложении собственного взгляда на нее в коллективной монографии. В результате должны быть представлены к защите не менее одной докторской и одной кандидатской диссертации по теме исследования, опубликованы не менее 2 монографий, 11 статей в журналах, рекомендованных ВАК, подготовлены доклады на не менее шести международных (всероссийских) конференциях, проведен опрос не менее 1000 респондентов в России (не менее трех регионов) и зарубежных странах (не менее трех стран).
Цель исследования - проведение сравнительного комплексного анализа международных и ДНиТ Регистрационный номер: 6.5691.2011 29.01.2013 2 из 4 национально-правовых механизмов обеспечения права на качественное доступное высшее образование в современном мире с целью выработать рекомендации по проведению государственной политики в области высшего образования в России и обеспечения правовых гарантий права на высшее образование в нашей стране. Исследование теоретико-методологической и источниковой основы образовательной политики, структуры образования в России и за рубежом; сравнительный анализ основных тенденций развития и правовых основ государственной образовательной политики в России и за рубежом; выявление моделей взаимодействия государства и системы образования; анализ международно-правового регулирования права на высшее образование; формулировка положений современной концепции взаимодействия государства и высшей школы.
Работа должна выполняться с использованием современных методик и материально-технической базы и обеспечивать получение актуальных результатов. В рамках выполнения заявленной цели предполагается обеспечить достижение научных результатов мирового уровня, способствовать подготовке и закреплению в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, содействовать формированию эффективного и жизнеспособного коллектива научно-исследовательской группы.

 

 Научно-исследовательская работа, выполняемая

в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, 2013 год

 Тема НИР: Право на высшее образование: международные и конституционные гарантии

Плановый объем средств на проведение НИР: 400 000 рублей. Плановый объем средств на проведение НИР с начала ее проведения , включая отчетный этап - 1 200 000 рублей  (сроки проведения: начало - 01.01.2012, окончание - 31.12.2014).

Отчет за 2014 год

   РГНФ: 14-03-00181 а - "Верховный суд США и обеспечение конституционного принципа равноправия" 2014 – 2016 450 000 руб.
    В 2014 г. исследовательский коллектив выполнил основную работу по согласованию общего плана и структуры научно-исследовательского проекта на весь период исследований.
     Были определены основные направления исследования деятельности Верховного Суда по обеспечению конституционного принципа равноправия как по основаниям дискриминации (раса, национальная принадлежность, религиозные убеждения, пол, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, социально-экономическое положение), так и с точки зрения сфер общественной жизни (высшее образование, трудовые отношения, избирательные и другие политические права, язык и культура расовых и национальных меньшинств, смертная казнь и другие уголовные наказания и др.). Руководитель и исполнители определили структуру библиографического списка по теме исследования, а также методологический инструментарий исследования. В течение отчетного периода собраны материалы и подготовлен промежуточный библиографический список исследования, включающий источники права США (Конституция США и конституции штатов, законодательство США и законодательство штатов, судебные решения Верховного Суда, материалы официальной статистики, отечественная и североамериканская научная литература по теме исследования, в том числе материалы научной периодической печати (всего более 400 наименований). Осуществлено три научных командировки (в том числе две за счет средств гранта) в г. Москву с целью сбора материалов в библиотеках города по теме исследования.
     Руководителем и исполнителями проекта представлены промежуточные полугодовые и годовые отчеты по выполнению плана исследований. Членами исследовательского коллектива подготовлены аналитические записки по теме исследования: Конституция и законодательство США как правовая основа деятельности Верховного Суда США, обеспечение гендерного равноправия в США, роль правовой доктрины и судебных решений в правовой системе США, основы структуры, организации и деятельности Верховного Суда США.
  Участники исследовательского коллектива представили результаты проведенных исследований на международных, всероссийских и региональных конференциях: Международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие России: условия, противоречия, приоритеты» (28 марта 2014 г., г. Москва), Международная научно-практическая конференция «Современное общество, образование и наука» (30 июня 2014 г., г. Тамбов), Международная научно-практическая конференция «Законность и правопорядок в современном обществе» (Новосибирск, 2014 г.), Международная научно-практическая конференция «Перспективы развития науки и образования» (31 января 2014 г., г. Тамбов), II Международная научно-практическая конференция «Язык, право, общество» (9-10 апреля 2014 г., г. Пенза), V Всероссийская научно-практическая конференция «Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение» (г. Пенза, Март 2014 г.).
     Исследовательским коллективом подготовлен проект терминологического словаря (75 терминов) «Верховный Суд США: правовые основы и практическая деятельность», который планируется опубликовать в форме учебного пособия. В рамках первого этапа исследования подготовлено и опубликовано 15 научных статей по проблемам организации и деятельности Верховного Суда США, практики его деятельности в сфере обеспечения расового, национального, гендерного равноправия, равных прав независимо от состояния здоровья, сексуальной ориентации, по проблемам смертной казни, языковой дискриминации, реализации равных прав на высшее образование, в том числе 6 в журналах, рекомендуемых ВАК, 13 – в журналах, рецензируемых в РИНЦ.
     По результатам работы подготовлены предложения членов исследовательской группы по направлению дальнейших исследований и согласована предварительная структура будущей коллективной монографии.

ОТЧЕТ О НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА 2015 ГОД
Тема НИР: Верховный суд США и обеспечение конституционного принципа равноправия. Номер государственной регистрации НИР:  14-03-00181

 Объектом исследования выступает общественные отношения, возникающие в связи с реализацией конституционного принципа равноправия в деятельности Верховного Суда США. В качестве предмета исследования рассматриваются источники североамериканского права и правоприменительной практики в сфере реализации и обеспечения конституционного принципа равноправия. В 2015 г. основное внимание было уделено проблемам организации и деятельности Верховного Суда США, практики его деятельности в сфере обеспечения расового, национального, гендерного равноправия, равных прав независимо от сексуальной ориентации, по проблемам ограничения смертной казни, легализации однополых браков, обеспечения равных избирательных прав, принудительной стерилизации, деятельности общественных организаций по защите прав человека в США, подготовлено 15 научных статей, монография, терминологический  словарь, библиографический список.

Научная деятельность за 2016 год

РГНФ Конкурс: Основной конкурс 2016 года
Название проекта: «Современный опыт модернизации системы высшего
образования в США и Великобритании» (грант на осуществление научной деятельности получен)
Номер заявки: 16-06-00201
Тип проекта: а
Область знания: 06
Код классификатора РГНФ: 06-300
Номер государственной регистрации проекта:
AAAA-A16-116040110020-0
Код ГРНТИ: 14.01.11
Объем средств, фактически полученных от РГНФ в 2016 году
405000.00 руб.
Утверждено на 2016 год решением бюро совета РГНФ
(совета РГНФ)
Руководитель проекта - Павлова Н.А.
Исполнитель проекта - Дятлова А.К.
Николаев Б.В.
В первом квартале 2016 г. предполагается провести основную работу по согласованию общего плана и структуры научно-исследовательского проекта на 2016 г. и весь период исследований в целом. Руководитель и исполнители проекта в январе 2016 г. должны согласовать и унифицировать структуру основных научно-исследовательских приоритетов по теме проекта и проблемно-тематическим направлениям. Руководитель и исполнители определяют структуру библиографического списка по теме исследования (февраль 2016 г.). Определяется методологический инструментарий исследования (февраль 2016 г.). Осуществить научную командировку в г. Москву с целью сбора материалов в библиотеках города (Российская государственная библиотека и др.) по теме исследования и составление (март 2016 г., срок - 7 дней). Участниками исследовательской группы проводится исследование Интернет-ресурсов (февраль 2016 г.), составляется итоговый совместный список по теме исследования (март 2016 г.). На основании анализа электронных каталогов научных библиотек России и зарубежных стран составляется предварительный библиографический список (март 2016 г.).
Во втором квартале руководителю и исполнителям проекта необходимо подготовить полный перечень литературы, в том числе периодических изданий высших учебных заведений зарубежных стран и России, а также сборников документов, материалов официальной статистики, опубликованных в России, США, Великобритании в период с 2001 по 2015 г., сопровождая переводом их названий с английского языка на русский язык.
Осуществить научную командировку в г. Москву (Российская государственная библиотека) с целью сбора материалов в библиотеках города и анализа диссертационных исследований в этой области (июнь 2016 г., срок - 7 дней). Исполнителям предоставить полугодовые отчеты руководителю проекта с указанием выполнения индивидуальных заданий (июнь 2016 г.). Должна быть опубликована одна статья, индексированная в РИНЦ по теме исследования.

 Отчет за 2017 год
Современный опыт модернизации системы высшего образования в США и Великобритании 2016-2018

Работы, посвященные системе высшего образования в США и Великобритании, в целом представлены в отечественной педагогической науке. В то же время отсутствует системное исследование опыта модернизации высшей школы в странах либеральной модели на современном этапе. Поэтому в проекте предполагается впервые в отечественной педагогической науке на основе широкого комплекса неопубликованных на русском языке источников, а также исследования практики функционирования институтов высшей школы США и Великобритании представить комплексную картину противоречивых изменений в организации, содержании, функционировании системы высшего образования в ХХI в. В ходе выполнения проекта планируется выявить причины, побудившие англоязычные страны в условиях достаточно высокого уровня достижений и признания высшего образования, продолжить процесс модернизации высшей школы в начале XXI века, проанализировать роль государства в проведении реформ высшей школы. Кроме того, предполагается определить последствия реформ и перспективы развития системы высшего образования исследуемых стран с учетом возможных импликаций для модернизации отечественной системы высшего образования.
Подготовка коллективной монографии "Модернизации высшего образования в современных условиях в США и Великобритании: итоги и перспективы", а также научных статьей, в том числе 7 в изданиях ВАКа, не менее двух в журналах, индексированных в системе Scopus и Web of Science, не менее 15 в изданиях, индексированных в РИНЦ; выработка рекомендаций по реформированию высшего образования в России.
Опубликованы в течение 2х лет 1 монография, учебное пособие,2 статьи в журналах, индексированных в системе Scopus, 5 статьей в журналах, рекомендованных ВАК, 8 - в журналах, индексированных в РИНЦ
Выделенные средства: 2016 г. - 405 000 руб., 2017 г. - 300 000 руб., 2018 г. - 400 000 руб.
В 2017 г. исследовательский коллектив выполнил основную работу по анализу и обобщению источников по проблемам современных тенденций развития системы высшего образования в США с опубликованием итоговой монографии. В то же время были продолжены исследования системы высшего образования в Великобритании, в частности, изменения структуры системы высшего образования в Великобритании, в том числе в связи с участием в Болонском процессе, исследованы изменения в политике приема в вузы Соединенного Королевства. Руководитель и исполнители определили окончательную структуру библиографического списка по теме исследования, а также методологический инструментарий исследования. В течение отчетного периода собраны материалы и подготовлен промежуточный библиографический список исследования, включающий отечественную и зарубежную монографическую литературу по вопросам высшего образования США и Великобритании, материалы научной периодической печати, диссертационные исследования, материалы официальной статистики, правовые источники регулирования системы высшего образования. Осуществлены четыре научные командировки в г. Москву и Санкт-Петербург с целью сбора материалов в библиотеках города по теме исследования, в том числе три за счет гранта. Руководителем и исполнителями проекта представлены промежуточные полугодовые и годовые отчеты по выполнению плана исследований.
Участники исследовательского коллектива представили результаты проведенных исследований на научных конференциях: The 30th International Business Information Management Association Conference (IBIMA) «Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth» (Madrid, 8-9 November 2017) (Павлова Н.А.), Международной научно-практической конференции (Павлова Н.А., Дятлова А.К., Николаева А.Б.) «Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании» (15 декабря 2017 г., г. Уфа), VIII Международной научно-практической конференции (Павлова Н.А., Николаев Б.В., Дятлова А.К., Николаева А.Б.) «Региональные особенности рыночных социально-экономических систем (структур) и их правовое обеспечение» (30 марта 2017 года, г. Пенза), Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы реформирования современного законодательства» (15 декабря 2017 г., г. Уфа) (Николаев Б.В.). В целом в рамках второго этапа исследования коллективом подготовлено 7 научных статей по проблемам развития основных тенденций развития системы высшего образования в США, политики приема и обеспечения равных возможностей на получение высшего образования в Великобритании и США, правового положения преподавательского состава и обеспечения равных прав при трудоустройстве, развития института исторически черных колледжей и университетов в условиях политики новой президентской администрации, изменений структуры высшего образования в Великобритании, роли губернатора в образовательной политике штата, обеспечения эффективного взаимодействия высшего и среднего образования, в том числе одна в издании, индексированном в системе Scopus, 3 – в журналах, рекомендуемых ВАК, 3 – в журналах, рецензируемых в РИНЦ. Опубликованы тезисы 2 докладов на международных конференциях, опубликована монография (182 с.) «Современные тенденции развития системы высшего образования в США» (Николаев Б.В., Павлова Н.А.), опубликовано учебное пособие на английском языке «Overview of American graduate education» (Павлова Н.А., Дятлова А.К., 96 с.). По результатам работы подготовлены предложения членов исследовательской группы по направлению дальнейших исследований и согласована предварительная структура будущей коллективной монографии.

 Подведены итоги выполнения исследовательского гранта Российского фонда фундаментальных исследований (грант 16-06-00201-ОГН "Современный опыт модернизации систем высшего образования в США и Великобритании", руководитель – Павлова Н.А.; исполнители – Дятлова А.К., Николаев Б.В., Николаева А.Б.)

В целях проведения комплексного системного исследования было взято три проекции исследовательского анализа и последующего синтеза. Во-первых, уже представленная система правовых источников и материалов научной литературы (обобщенная в библиографическом указателе) позволила учитывать весь комплекс данных при изучении, как отдельных специальных проблем, так и при обобщении материала по крупным проблемным блокам.
Во-вторых, в ходе первого года исследовательского проекта были определены основные направления реформирования и развития систем высшего образования в США и Великобритании: развитие системы правового регулирования высшего образования, структуры государственного управления высшей школой (как на общенациональном, так и на региональном уровне), изменение источников финансирования, изменение структуры институтов высшего образования, студенческого контингента, академического и административного персонала высших учебных заведений, системы управления отдельными институтами высшего образования, изменение форм, методов и содержания высшего образования в Великобритании и США.
В-третьих, были определены и корректировались по мере развития проекта наиболее актуальные проблемы модернизации высшей школы, как с точки зрения США и Великобритании, так и с точки зрения возможности использования позитивного и негативного зарубежного опыта реформирования системы высшего образования для обеспечения эффективной государственной политики в сфере высшего образования в нашей стране: обеспечение доступности высшего образования, особенно для представителей наиболее социально уязвимыхгрупп населения, реализация принципа равноправия в системе высшего образования, позитивные и негативные последствия «маркетизации» высшей школы, обеспечение качества высшего образования и его результативности, как с точки зрения конкретных выпускников, так и с точки зрения общественных интересов, развитие системы государственных стандартов и гарантий в сфере высшего образования и обеспечение сохранения академической свободы и академической автономии институтов высшего образования.Выявлены три уровня факторов и тенденций развития систем высшего образования США и Великобритания: специфические для каждой страны, и обусловленные особенностями ее политического, социально-экономического, культурного развития; общие для стран с так называемой либеральной или атлантической моделью развития системы высшего образования; наконец, отражающие общемировые тенденции развития современной высшей школы.
Развитие эффективной высококачественной системы высшего образования в нашей стране требует особого внимания к опыту зарубежных стран в развитии правовых, финансовых, организационных, социальных условий, необходимых для ее модернизации и обеспеченияконкурентности и лидерства в современном мире.
Участники исследовательского коллектива представили результаты проведенных исследований на 13 научных международных и всероссийских конференциях. В целом коллективом подготовлено 33 публикации (в том числе 25 индексированных в системе РИНЦ) по проблемам основных тенденций развития системы высшего образования в США и Великобритании. В числе опубликованных работ две коллективные монографии («Современные тенденции развития высшего образования в США» (2017 г.) и «Современные тенденции развития системы высшего образования в Великобритании» (2018 г.), два учебных пособия («Overview of American graduate education» (2017 г.) и «Issues in British Higher Education» (2018 г.), терминологический словарь (2017 г.), 28 статей и тезисов докладов, в том числе две статьи на английском языке в изданиях, индексированных в международной системе Scopus, 8 – в журналах, рекомендуемых ВАК.

 

Дата создания: 01.12.2013 22:41
Дата обновления: 13.01.2019 23:17